ГлавнаяДокументыДоклады на семинаре-совещании руководителей комитетов региональных отделений КПРФ

Доклады на семинаре-совещании руководителей комитетов региональных отделений КПРФ - Е.И.Колюшин

Е.И. КОЛЮШИН,
член ЦК КПРФ, член ЦИК РФ, доктор юридических наук:
«Новая практика выборов в свете избирательного законодательства»

Уважаемые товарищи!

В конце декабря небольшая группа представителей избирательных комиссий встречалась с президентом Путиным. Встреча длительное время готовилась в Центризбиркоме, меня в этом списке не было, но буквально вечером, накануне встречи, Чурову позвонили из Кремля и сказали, что должны быть Дубровина, она член «Яблока», и Колюшин. Мне удалось коротко переговорить с Геннадием Андреевичем по поводу тех вопросов, которые я поднял на этой встрече, поскольку другие представители в основном занимались самоотчётами. Я сказал, что Компартия продолжает участвовать в избирательных кампаниях, надежды на завоевание власти через выборы ещё пока сохраняются. Но выборы мы считаем несвободными. И поднял три вопроса.

Первый вопрос. Это очень частые изменения избирательного законодательства. При этом я сказал, что Компартия может приспособиться к любому избирательному законодательству. Но вы его меняете под ситуацию. Вот сейчас «Единой России» не выгодна пропорциональная избирательная система. Статистика показывает, что они хуже результаты показывают по партийным спискам. Поэтому вы переходите на одномандатные округа. Проект закона «О выборах депутатов Госдумы», который вы внесли, это уже будет пятый закон с 1995 года. В условиях стабильного режима так не должно быть.

А сами по себе одномандатные округа повлекут за собой влияние «денежных мешков», повлекут за собой уменьшение роли партии, в том числе и «Единой России». И в конечном счёте они ещё больше заморочат головы избирателям, которые «голосуют ногами», то есть не ходят на выборы. Путин спросил: что, есть какие-то изменения в этом законе о выборах депутатов Государственной думы? Я говорю: да, очень большие изменения. Он сделал вид, что как будто он не знает этого.

Я потом разговаривал ещё с Гончаром, он сейчас партийный босс «Единой России» в Москве, я так понял, что в «Единой России» тоже нет полного одобрения, связанного с переходом на одномандатные округа. Они тоже опасаются, что партии отойдут на второй план.

Второй вопрос, который был поднят, сводится к тому, что по закону выборы организуют избирательные комиссии. Но фактически на эти комиссии оказывается давление с трёх сторон. Давят администрации всех уровней, давит «Единая Россия», которая захватила все руководящие должности в избирательных комиссиях, и давит работодатель. Поэтому и здесь Чуров меня поддержал, что надо вести дело к тому, чтобы как минимум в участковых избирательных комиссиях должности председателя, заместителя председателя и секретаря занимали представители разных политических партий. Чуров сказал, что дано указание председателю Ростовской областной избирательной комиссии, прямо президенту рапортовал о том, чтобы в участковых комиссиях эти люди представляли разные партии. Я уточнил, сказал, что надо всё-таки, чтобы не все партии были, а парламентские партии. Президент сказал: что бы мы ни делали, всегда есть недовольные, а между партиями есть противоречия. У крупных партий одни интересы, у мелких – другие. И я так понял, что ему нравится играть на этих различиях интересов партий. И эта игра продолжится и в сентябре 2014 года. И правильно Вадим Георгиевич говорил, что та же КПСС или «Коммунисты России» только тем и будут заниматься, что подавать на нас жалобы.

И третий вопрос связан с применением техники на выборах. Я сказал, что большие деньги тратятся на технику, но доверие к выборам не повышается. То есть вроде бы и деньги бросаются большие, миллиарды рублей, но доверие не повышается, потому что мы не знаем программ, которые закладываются, нам далеко не всегда дают возможность ручного подсчёта. На что Чуров сказал: ну, вот видите, в Москве как хорошо, КОИБы использовали, везде был ручной подсчёт и всё подтвердилось. На самом деле ручной подсчёт в Москве был только в тех ТИКах, которые определила городская избирательная комиссия, не по всему городу определила.

Сейчас в сентябре начнётся внедрение практики электронных протоколов участковых избирательных комиссий. На участках пока это в небольшом количестве, несколько тысяч, но если эта практика себя зарекомендует, это будет по стране распространяться. Выделено больше миллиарда рублей на это дело.

Протокол будет просто на экране монитора в электронном виде. А дальше у каждого члена участковой избирательной комиссии будет электронный ключ. Они сначала хотели, чтобы только у председателя и секретаря, но всё-таки мы добились, что у каждого члена участковой комиссии будет электронный ключ, которым он подписывает протокол об итогах голосования на избирательном участке.

Совершенно по-другому будет выглядеть процесс определения итогов голосования и всего такого прочего. Поэтому я просил бы, пользуясь этой трибуной, обратить внимание на те участки, где будет составляться электронный протокол.

На выборах 14 сентября уже повсеместно должны быть прозрачные и полупрозрачные ящики. Во время выборов, которые после 1 июня назначены, на всех участках должны быть прозрачные и полупрозрачные ящики, и стационарные, и переносные. На это дело тоже больше миллиарда выделено денег Центризбиркому. И эти ящики будут изготавливаться по заказу Центральной избирательной комиссии.

Мы в принципе поддержали внедрение прозрачных ящиков, даже Компартия сама вносила законопроект, но его отвергли. Сейчас он принят, как поданный единороссами. Это, в общем-то, шаг вперед. Но сразу же можно предвидеть такие технологии, когда у прозрачного ящика будут сидеть контролёры из администрации, от работодателя и смотреть, как человек проголосовал, если он не сложит бюллетень. Конвертов пока не предусмотрено, в которые бы складывали эти бюллетени. Обычно в тех странах, где прозрачные ящики, бюллетень сейчас вкладывается в конверт. Это вроде бы простая процедура, но она может использоваться во вред тайному голосованию. Поэтому просьба ориентировать представителей в избирательных комиссиях на возможность применения таких технологий. По линии Центризбиркома я буду добиваться того, чтобы было записано правило о том, что бюллетень как минимум складывался бы перед опусканием его в ящик.

В этом году в стране начнётся очередная реформа местного самоуправления. И, по всей вероятности, будут укреплены муниципальные образования, их будет меньше того количества, о котором говорил Шурчанов. И будет предпринята попытка вообще ликвидировать местное самоуправление на уровне крупных городов, на уровне города и опустить его в районы города. Скажем, в Московской области уже сейчас идёт процесс укрупнения муниципальных образований. Это значит, что в ближайшие месяцы определится ещё круг территорий, где будут муниципальные выборы безотносительно сроков полномочий тех или иных муниципальных образований. Кроме того, сейчас готовится законопроект, связанный с упразднением вообще муниципальных избирательных комиссий. Муниципальные избирательные комиссии, вы знаете, они по-другому формируются, в отличие от территориальных избирательных комиссий.

На мой взгляд, полностью их нельзя ликвидировать, но организационно будет сделана попытка, чтобы все полномочия муниципальных комиссий были переданы территориальным избирательным комиссиями, которые находятся под большим контролем со стороны администрации.

Хотел бы обратить также ваше внимание на то, что в декабре было решение Конституционного суда Российской Федерации, который признал несоответствующим Конституции закон Красноярского края о распределении депутатских мандатов на выборах депутатов Законодательного собрания. Суд, правда, не вернул мандат, не дал мандат тому человеку, который выиграл это дело в Конституционном суде. Но обнаружилось, что ещё в 40 субъектах Российской Федерации на выборах в законодательные собрания субъектов такая же система распределения депутатских мандатов.

В принципе, из 83-х субъектов Российской Федерации только в двух субъектах, в Тыве и Калужской области, распределение мандатов точно такое же, как и распределение мандатов депутатов Государственной думы. Во всех других субъектах там больше 30 вариантов.

Поэтому просьба к руководителям партийных организаций регионов обратить внимание на необходимость изменения законодательства как минимум в Республике Алтай, Марий Эл, в Тульской области. Это должно быть сделано перед выборами, поскольку там выборы будут 14 сентября.

И последнее. Правительство внесло законопроект, который ужесточает контроль за финансами партий. На предстоящих выборах (и это общая линия) будет ужесточён контроль за партийными финансами. Я как-то на одном из семинаров приводил пример, называл судебные решения, когда «Справедливая Россия» заключила договор с человеком, который внёс деньги в фонд партии в обмен на депутатское место. Место не получил, а получился судебный скандал, и «Справедливой России» пришлось деньги возвращать.

В целом, ещё раз подчеркиваю, что у нас достаточно сил для того, чтобы приспособиться к любой избирательной системе. И нельзя, конечно, ожидать, что избирательная система будет нам благоприятствовать. Но пока мы участвуем в выборах, мы должны знать эту избирательную систему и знать, по крайней мере, откуда будут наноситься удары.

Веб-мастер Попов Николай. Хостинг, регистрация доменов ООО Русь