И хотя за короткий период своей деятельности это научное учреждение уже имеет на своём счету книги, привлёкшие внимание читателей, эту работу можно определить как визитную карточку: ею институт подтвердил магистральное направление своей деятельности. Кстати, киевский Институт проблем социализма не имеет аналогов не только в республиках разрушенного Советского Союза, но и вообще в коммунистических партиях капиталистических стран планеты.
Потребность в серьезном научном труде о социализме остро ощущается в международном коммунистическом движении, о чём свидетельствуют два международных «круглых стола», проведённых в Москве в декабре 2012 и феврале 2013 годов. О серьёзном запросе на глубокое марксистско-ленинское исследование о судьбах социализма в ХХ столетии и его перспективах в XXI веке говорят и итоги масштабной социологической работы Института социологии РАН «О чём мечтают россияне».
Даже дистанцирующиеся от коммунистического мировидения социологи, будучи честными учёными, установили, что только 7% россиян мечтают о капитализме, соответствующем либеральным лекалам, ещё 10% респондентов не прочь жить, скажем так, в «пиночетовском» капитализме. Зато 21% опрошенных ориентируются на «социалистическую» модель современных социал-демократов, а 57% предпочитают социализм советского типа.
Следовательно, большинство российского общества преодолевает навязанную контрреволюцией аллергию на социализм, ибо к этому побуждает бесчеловечный опыт капиталистического жизнеустройства прошедшего двадцатилетия. Среди людей труда формируется атмосфера отторжения капиталистического миропорядка. Это означает, что книга украинских учёных-марксистов «Социализм: XXI век» найдёт и в РФ заинтересованного читателя (работа издана на русском языке).
ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗМА оказывается в центре массового осмысления и обсуждения. Творческий коллектив авторов, подготовивших эту книгу (его руководитель — директор Института проблем социализма, член ЦК КПУ, доктор философских наук, профессор И.И. Мигович), анализирует социализм многомерно. Они обращают внимание на то, что образ общества, в котором отношения между людьми строятся на принципах социальной справедливости, — это всегда форма классового протеста против господствующих эксплуататорских отношений — будь то рабовладение, феодализм или капитализм.
Авторский коллектив (кроме И.И. Миговича в него вошли заместитель директора ИПС кандидат экономических наук, доцент А.Г. Арсеенко, доктор философских наук, профессор В.А. Сапрыкин, кандидат философских наук, доцент Е.Н. Герасимов, кандидат экономических наук А.В. Дудчик и кандидат исторических наук, доцент Ю.В. Латыш) рассматривает социализм через призму современного кризиса капитализма и обосновывает, что именно он является альтернативой исторически изжившему свой век капиталистическому жизнеустройству.
Глубокому осмыслению современных процессов, сконцентрировавших в себе антагонизмы эпохи, способствует использование познавательных возможностей, заложенных в методологии марксизма-ленинизма.
Авторы убеждены, что советский социализм был первым шагом к новой ступени развития человечества: «как великий исторический феномен, как новая общественная реальность, практика и социальный опыт миллионов и миллионов людей разных национальностей, вероисповеданий и культур, он рождён их творчеством в начале ХХ столетия».
ИСТОЧНИКОМ любого движения является борьба противоречий. В движении к социализму они разрешаются в классовой борьбе. Новое общество строили бывшие эксплуатируемые, и самим фактом его созидания они противостояли эксплуататорам. Впервые в мировой истории «в СССР, — отмечается в книге, — были искоренены как социальные явления безработица, нищета, бездомность, безграмотность, бескультурье, массовая преступность, дикий разрыв в доходах между различными слоями общества». Приводятся расчёты специалистов академических институтов, показывающие, что в период 1956—1986 годов соотношение доходов 10% высокооплачиваемых граждан СССР к доходам 10% низкооплачиваемых колебалось в пределах 2,88—3,38 раза. Факт невиданный в мировой истории. В исследовании приводится богатый статистический материал, показывающий серьёзные социально-экономические достижения Украины в годы Советской власти.
Но созидание альтернативной капитализму социалистической системы не было единственной формой классовой борьбы. «Не брали на себя ответственность за решение ключевых вопросов революции» и мешали установлению рабоче-крестьянской власти как Временное правительство в Петрограде, так и Центральная Рада в Киеве. Но не потому, что считали себя «не обладающими настоящей легитимностью», а потому, что они выражали интересы эксплуататорских классов.
Против советского народа ожесточённую войну вёл весь мир капитализма. В книге приводятся впечатляющие данные: «За период с 1921 г. по 22 июня 1941 г. одних только нарушителей границы было задержано свыше 932 тысяч человек (практически 10 армий), то есть… примерно по 128 человек в день… Кроме того, за этот же период было задержано свыше 40 тысяч вооружённых бандитов…»
В процессе строительства социализма в СССР сформировалась новая историческая общность — советский народ. Величайшие успехи, достигнутые Советской Украиной, были, конечно же, плодом героических усилий её народа, о чём убедительно пишут киевские учёные в рецензируемой книге. Но народ УССР являлся неотъемлемой частью единого советского народа, и достижения каждой из союзных республик были итогом его достижений. Мощная экономика Украины была составной частью единого народнохозяйственного комплекса Союза, в котором господствовали сотрудничество и взаимопомощь.
Его разрушение и реставрация капитализма стали главными причинами экономических провалов и катастроф Украины (равно как и других бывших союзных республик) двух последних десятилетий. Как и РФ, буржуазная Украина до сих пор не достигла социально-экономических показателей 1990 года. Об этом аргументированно и полно рассказывается в книге «Социализм: XXI век». При этом авторы справедливо отмечают «отсутствие объективных предпосылок крушения Советского государства».
ПОСЛЕДНЯЯ ГЛАВА КНИГИ — «Социалистическая перспектива Украины» (её автор — И.И. Мигович) пронизана историческим оптимизмом. Строго говоря, это не только итог исследования, но и его цель. Достоинством работы следует признать и то, что современные общественно-политические процессы рассматриваются в контексте глобальных изменений. В книге отдельные главы посвящены проблемам «мирового социализма», международному коммунистическому движению на рубеже веков, жёстким тискам глобального империализма, в которых оказался современный мир.
Институт проблем социализма, созданный ЦК КПУ, этой работой подтвердил не просто своё право на существование, а неоспоримую плодотворность своего создания. Книга «Социализм: XXI век» заслуживает того, чтобы она стала учебным пособием не только для украинских, но и для российских коммунистов. Она полезна для всех партий, входящих в СКП—КПСС. Для этого потребуется её второе издание. Хотелось бы посоветовать творческому коллективу ИПС дополнить книгу двумя крайне нужными главами: о роли КПСС и её боевого отряда — Коммунистической партии Украины в социалистическом созидании и современной борьбе за социализм и о месте рабочего класса Украины в преодолении капиталистической реставрации. Работа заслуживает также того, чтобы её перевести на английский и, возможно, другие иностранные языки.