Ежегодно ЮНЕСКО готовит доклад по мониторингу образования для всех Авторы доклада обращают внимание на огромное неравенство, существующее в области образования, и предупреждают, что мировое сообщество рискует не достичь поставленных к 2015 году целей программы «Образование для всех», причем в некоторых случаях этот провал по своим масштабам будет катастрофическим.
Очень многие дети получают образование такого низкого качества, что по завершении школьного обучения не имеют базовых навыков грамотности и счета. Одним из главных препятствий на пути прогресса в области образования служат глубоко укоренившиеся и сохраняющиеся диспропорции, основывающиеся на таких факторах обездоленности, как уровень жизни, половая и этническая принадлежность, место проживания и другие. Бедность, географическая изоляция, гендерные, языковые, этнические различия — вот главные препятствия на пути детей к школе. Все они имеют один общий признак — отсутствие равных возможностей. Миллионы детей в мире могут оказаться обреченными на бедность и беспросветную жизнь, считают эксперты организации.
«Когда дает сбой финансовая система, последствия наглядны и очевидны, что вызывает соответствующие действия властей, — прокомментировал ситуацию генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, — Когда дает сбой образовательная система, последствия менее наглядны, но не менее реальны. Неравные возможности в образовании усугубляют нищету, голод, детскую смертность и уменьшают перспективы экономического развития. Вот почему правительства должны предпринимать конкретные шаги, понимая, что больше откладывать их нельзя».
Доклад ЮНЕСКО констатирует «огромную пропасть», разделяющую богатые и бедные страны в плане возможности получить образование. А именно:
Международные оценки говорят о серьезной разнице уровней успеваемости учащихся в богатых и бедных странах. Неравенство проявляется и в рамках самих стран — между регионами, общинами, школами и классами. Эти диспропорции несут серьезные последствия не только для образования, но и для более широкого распределения возможностей в обществе.
У третьей части всех детей в развивающихся странах, достигших возраста обучения в начальной школе (это 193 млн.), умственное развитие и, соответственно, перспективы обучения подорваны недоеданием. В Южной Азии этот показатель возрастает до 40%. В таких странах, как Индия, бурное развитие экономики не привело к снижению недоедания среди детей, что ставит под сомнение нынешнюю политику властей.
Около 75 млн. детей в возрасте начальной школы, не охвачены начальным образованием. В странах Африки южнее Сахары это почти треть детей такого возраста.
Если в развитых странах более трети детей получают высшее образование, то в большинстве стран Африки южнее Сахары менее трети заканчивают начальную школу и только 5% получают университетское образование.
Отражением глобального неравенства в плане благосостояния является неравенство в вопросах финансирования образования. Только на Северную Америку и Западную Европу в 2004 году приходилось 55% общемировых расходов на образование, тогда как доля их населения в возрасте от 5 до 25 лет составляла лишь 10%. На страны Африки к югу от Сахары приходится 15% этого возрастного контингента мира и лишь 2% его расходов на образование, на Южную и Западную Азию — свыше четверти этой возрастной группы и только 7% расходов.
Как правило, различия внутри стран отражают глобальные неравенства. Так, 20% беднейших детей в таких странах, как Эфиопия, Мали и Нигер, имеют в три раза меньше шансов попасть в начальную школу, чем 20% самых богатых детей. В Перу и на Филиппинах 20% беднейших детей учатся на 5 лет меньше, чем 20% детей самых богатых родителей.
Но не только бедность является неблагоприятным фактором. По-прежнему меньше шансов на учебу у девочек. Гендерные различия в доступе к школьному образованию остаются огромными в Южной Азии и Африке южнее Сахары. По-прежнему серьезным препятствием для доступа к школе остаются языковые, расовые, этнические различия, а также различия между городскими и сельскими жителями. В Сенегале у городских детей шансов на обучение в два раза больше, чем у сельских. Авторы доклада подчеркивают, что обстоятельства рождения ребенка, его пол, богатство родителей, язык и цвет кожи не должны влиять на его возможности для получения образования.
Ежегодный доклад ЮНЕСКО подробно анализирует выполнение глобальных задач образования, включая такие, как развитие детей в раннем возрасте, всеобщее начальное образование, гендерное равенство, борьба с неграмотностью и высокое качество образования. Отмечая позитивные достижения в некоторых беднейших странах, доклад предупреждает, что если не принять самые радикальные меры, многие цели не будут достигнуты, причем в ряде случаев — с огромным «отклонением от цели».
В том, что касается всеобщего начального образования, доклад констатирует существенные сдвиги на национальном и региональном уровнях в странах Африки южнее Сахары и Южной Азии в области охвата детей школьным обучением. Так, по сравнению с 1999 годом, и в Танзании и в Эфиопии число детей, не охваченных школой, сократилось на 3 млн. Несмотря на длительный гражданский конфликт, в Непале также достигнут большой прогресс. И в Бангладеш, регионе, известном серьезным гендерным неравенством, сегодня в средней школе столько же девочек, сколько и мальчиков. Однако авторы документа считают, что, несмотря на отдельные позитивные тенденции, человечество не сможет достичь такой цели международного развития, как всеобщее начальное образование к 2015 году.
Согласно частичным прогнозам, по крайней мере 29 млн. детей в 2015 году все еще будут оставаться вне школы. Эта цифра может оказаться заниженной, так как она не учитывает конфликтные ситуации в таких странах, как Судан и Демократическая Республика Конго. Кроме того:
Ожидается, что к 2015 году наибольшее число детей, не охваченных школьным образованием, будет в Нигерии (7,6 млн.), за ней будут следовать Пакистан (3,7 млн.), Буркина-Фасо и Эфиопия (по 1,1 млн. в каждой стране), Нигер и Кения (в каждом случае по 0,9 млн.).
Обе страны с наибольшим числом не охваченных образованием детей — Нигерия и Пакистан — страдают плохим управлением и высоким уровнем неравенства в доступе к финансовому и материальному обеспечению. В Пакистане до сих пор на 100 школьников приходится только 80 школьниц.
Более полумиллиона не охваченных школой детей будет к 2015 году в 12 странах (в каждой).
Из 17 стран с наибольшим числом детей, не охваченных школьным образованием, только три — Бангладеш, Бразилия и Индия — смогут достичь к 2015 году заметного прогресса.
Доклад ЮНЕСКО предупреждает, что прогнозы по охвату детей школьным обучением лишь один из показателей общей проблемы. Миллионы детей начинают обучение, но бросают учебу, не закончив начальную школу. Во многих развивающихся странах нормальное прохождение обучения в школе является скорее исключением, чем правилом. Анализ наглядно показывает неспособность школьной системы предоставить качественное образование: многие дети не получают элементарных навыков грамотности и счета. Кроме того, общегосударственные исследования, проведенные в ряде развивающихся стран, показали, что высокий процент учащихся не удовлетворяют минимальным требованиям знаний. Например:
В развивающихся странах доля неуспевающих учащихся значительно выше. В рамках недавней оценки, проведенной Консорциумом Юго-Восточной Африки по мониторингу качества образования в странах Африки к югу от Сахары, менее 25% учащихся шестого класса продемонстрировали удовлетворительные навыки чтения в четырех странах, и лишь 10% — еще в шести странах.
По международным оценкам, 60% и более школьников в Бразилии, Индонезии и Тунисе имеют самый низкий уровень навыков и знаний.
Одна из проверок в Индии показала, что здесь только около половины школьников 3-й ступени обучения смогли прочитать текст, предназначенный для учеников 1-й ступени.
Авторы доклада обращают внимание на то, что достижению цели охвата к 2015 году всех детей соответствующего возраста образованием мешают среди прочего такие факторы как низкое качество образования, высокие затраты на обучение и сохраняющийся высокий уровень неграмотности среди взрослых:
По оценкам, неграмотными являются 776 млн. взрослых, или 16% взрослого населения мира, примерно две трети которых составляют женщины. Большинство стран в последние годы добились ограниченного успеха, тем не менее при сохранении сегодняшних тенденций в 2015 году навыков грамотности будут все еще лишены свыше 700 млн. взрослых.
С 1985-1994 по 2000-2006 годы глобальный уровень грамотности взрослых вырос с 76% до 84%. Однако в 45 странах (в основном в Африке к югу от Сахары и Южной и Западной Азии) уровень грамотности взрослых находится ниже среднего уровня для развивающихся стран, составляющего 79%. Почти все эти страны при сохранении сегодняшних тенденций не достигнут связанной с грамотностью цели, установленной на 2015 год. В 19 из этих стран доля грамотных составляет менее 55%.
В рамках стран основные диспропорции, касающиеся уровней грамотности, зачастую связаны с нищетой и другими формами обездоленности. В семи странах Африки к югу от Сахары, характеризуемых общими низкими уровнями грамотности, разрыв в этой области между наиболее бедными и наиболее зажиточными семьями составляет свыше 40%.
Кроме выше названных, в докладе ЮНЕСКО констатируется масса других проблем. Исправление всех этих недостатков потребует проведения масштабных реформ и увеличения инвестиций, поскольку школьные системы многих стран страдают от постоянного недофинансирования и нехватки ресурсов.
Название доклада ЮНЕСКО «Преодоление неравенства: важная роль управления» выдвигает на повестку дня целый ряд вопросов, требующих серьезных перемен. Главная идея — правительства должны уделять больше внимания таким приоритетам, как обеспечение равных возможностей и социальная справедливость. «Если правительства всех стран ответственно подходят к задачам Образования для всех, то они должны гораздо более ответственно бороться с несправедливостью», — считает Коитиро Мацуура.
Ссылаясь на международный опыт, доклад определяет политические решения по борьбе с крайними проявлениями несправедливости. Речь идет, в частности, о таких мерах, как отмена платы за базовое образование, рост инвестиций в социальную сферу, поддержка девочек и маргинальных групп, повышение качества образования. Констатируется, что децентрализация, со своей стороны, нередко углубляла неравенство, финансово подпитывая пропасть между богатыми и бедными регионами.
В докладе приводятся примеры успешных решений в Латинской Америке. Здесь многие страны начали осуществлять программы по финансовой поддержке бедных семей при условии, что последние обязуются отправлять детей в школу и посещать врачей. Крупнейшая из этих программ — мексиканская Oportunidades сегодня стала также пилотной программой в Нью-Йорке.
Авторы доклада критически оценивают нынешние подходы к реформе в управлении образованием. Они против экспорта в развивающиеся страны того, что они называют «управленческие проекты» из развитых стран. Доклад ставит под сомнение также политику, нацеленную на поддержку частного сектора в качестве меры по исправлению неудачных государственных решений. «Если частный сектор, возможно, и способен выполнять определенную роль в некоторых сферах, качественное и доступное базовое образование является подлинной основой образования для всех, — считает директор доклада, Кевин Уоткинс. — Если государственная система развалилась, правительство должно ее укрепить».
Доклад ЮНЕСКО обвиняет доноров в «коллективном невыполнении» взятых на себя обязательств по оказанию помощи. По минимальным подсчетам авторы оценивают сумму финансовой помощи по преодолению разрыва в образовании к 2015 году примерно в $ 7 млрд. ежегодно. «Этот огромный дефицит помощи мешает продвижению вперед», — говорится в докладе.
Общее финансирование целей образования в основном обеспечивает небольшая группа доноров: Франция ($ 1,9 млрд.), Германия ($ 1,4 млрд.), Нидерланды ($ 1,4 млрд.), Соединенное Королевство ($ 1,2 млрд.) и Международная ассоциация развития Всемирного Банка. Если говорить о помощи базовому образованию, то половину всех обязательств взяли на себя всего три донора: Нидерланды, Соединенное Королевство и группа Всемирного Банка.
Крупнейшим донором в области базового образования являются Нидерланды — $ 1,1 млрд., или почти четверть от общего объема помощи. Нидерланды, Соединенное Королевство и Всемирный Банк также обеспечивают 60% всей помощи на нужды базового образования, предоставляемой странам с низкими уровнями дохода. С другой стороны, Франция из общего объема своей помощи на цели образования выделяет базовому образованию только 17%, а Германия — всего лишь 11%. Эти две страны считают более важным приоритетом обслуживание своих университетов, чем поддержку базового образования в странах с низким доходом, отмечается в докладе. В докладе также содержится настоятельный призыв к Соединенным Штатам и Японии увеличить долю национального дохода, выделяемого для целей помощи развитию.