ГлавнаяДокументыС.А. Гаврилов: Бюджетные места в вузах сокращаются, а стоимость образования с каждым годом увеличивается

С.А. Гаврилов: Бюджетные места в вузах сокращаются, а стоимость образования с каждым годом увеличивается

Председатель Комитета по вопросам собственности Государственной Думы шестого созыва, кандидат экономических наукПредлагаем вашему вниманию статью «Проблемы трудоустройства молодых специалистов в городе Воронеже» Председателя Комитета по вопросам собственности Государственной Думы шестого созыва, кандидата экономических наук С.А. Гаврилова.

Число официально зарегистрированных безработных в Воронеже составляет около 10 000 человек, половину из них составляют выпускники вузов и другая молодежь в возрасте 18-25 лет. Однако мы понимаем, что реальная безработица превышает официальную в 2-2,5 раза. В среднем за последний год в службу занятости из города и области обратилось более 40 тыс. человек, из них доля выпускников, имеющих высшее образование свыше 50%. При таких показателях мы не можем уверенно заявить, что безработица уходит в прошлое и кризис миновал. 

Одной из ключевых задач руководства Воронежа – города, в котором сосредоточены крупнейшие вузы, такие как: Воронежский государственный технический университет, ВГУ, архитектурно-строительный университет, аграрный университет, государственная лесотехническая академия, государственная медицинская академия им.Н.Н.Бурденко и другие институты, является контроль и управление над занятостью населения, главным образом, трудоустройством выпускников.

Cуществует серьезный дисбаланс между рынком труда и рынком образовательных услуг, но это лишь одна из причин. Многие ученики еще в период обучения в школе, находясь перед выбором профессии, не представляют себе, насколько различные специалисты востребованы, какие условия и оплата труда им могут быть предложены.

Таким образом, в условиях непропорционального характера спроса на рабочую силу и её предложения, крайне важно правильно выбрать будущую профессию. Многие абитуриенты, поступая в институты, даже представления не имеют, что из себя представляет их будущая трудовая деятельность.

В сложившейся ситуации в Воронеже следует постоянно проводить оценку востребованности специальностей, привлекать специалистов для разъяснения и тестирования учеников. Это позволит избежать существующей ситуации, когда в городе на одну вакансию претендуют свыше трех десятков человек (например, экономиста, юриста или бухгалтера), а некоторые другие сферы, такие как медицина, образование испытывают жесткий дефицит кадров. Это происходит не из-за нехватки выпускников, а из-за того, что сегодня каждый второй выпускник воронежского вуза не идет работать по своей специальности.

В советское время Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 18.03.1968 № 220 “Об утверждении положения о персональном распределении молодых специалистов, оканчивающих высшие и средние специальные учебные заведения” было регламентировано направление выпускников на работу по специальности. Предоставление работы молодым специалистам в плановом порядке было одной из гарантий обеспечения права граждан СССР на труд, установленного статьей 118 Конституции СССР. Именно в содержании данной статьи был определен важный принцип советского трудового права – принцип борьбы с безработицей. Этот принцип существует в трудовом законодательстве и в настоящее время, но реализуется далеко в полной мере.

К сожалению, сегодня в нашем государстве нет института распределения, об этом много говорится в масштабе страны, но реальные шаги возможны только на уровне местного самоуправления. В решении данной проблемы определенно велика роль проводимой в городе комплексной и систематической работы по стимулированию трудоустройства молодых высококвалифицированных специалистов.

Мы видим следующий выход: во-первых – следует постоянно проводить мониторинг рынка труда и не только среди обратившихся в службу занятости, а в целом, путем соцопросов и других методов. На основании этого формировать прогноз потребности в кадрах на перспективу.

Во-вторых - необходимо наладить механизм взаимодействия вузов и работодателей в форме социального партнерства, основным направлением которого будет перспектива временного и постоянного трудоустройства выпускников. В этом случае также необходимо предоставлять возможность студентам приобретать профессиональные навыки в период учебы путем привлечения их в производство на различные промышленные предприятия, если речь идет о технических и инженерных специальностях, в медицинские учреждения, сферу среднего образования для получения опыта работы по специальности, а не пуская на самотек вопрос выбора будущими специалистами места прохождения производственной практики, как это повсеместно распространено. Если этого не предусмотреть, то число безработных, не имеющих профессионального опыта, будет расти, а эта категория является наименее привлекательной для работодателей.

Важным нерешенным вопросом в образовательной системе нашего города Воронежа, да и России в целом является упадок среднеспециального образования, а также жесткая нехватка кадров технических и ремесленных профессий. Здесь, безусловно, необходимо пересматривать бюджет. Из-за нехватки средств во многих регионах разрушена система подготовки рабочих кадров. Так получается, что многие отрасли совершенно не развиваются именно из-за их отсутствия, а прикладные специалисты нужны везде. В середине 70-х годов в СССР было более 700 ПТУ, в которых обучалось почти полмиллиона человек. Это позволяло обеспечивать мощную советскую промышленность квалифицированными специалистами.

Вместе с тем, получить достойное образование, не имея средств на него, сейчас практически невозможно. Бюджетные места в вузах сокращаются, а стоимость образования с каждым годом увеличивается. В борьбе за интересы народа, такой подход, проводимый властью сегодня, не может быть нами поддержан. На наш взгляд, государство со своей стороны обязано обеспечить доступное бесплатное высшее образование и качественное здравоохранение всем слоям общества, гарантировать первое рабочее место выпускникам вузов и ссузов, организовать регулярные курсы повышения квалификации для специалистов.

Безусловно, повысить уровень жизни горожан способен не только подход взаимодействия вузов, училищ и предприятий, но и механизм поддержки малого и среднего бизнеса, а именно - максимальное содействие со стороны города в решении проблем бизнес-инфраструктуры, где молодые специалисты могли бы быть востребованы по специальности. Такой подход, на наш взгляд, является основополагающим для развития нашего города и борьбы с бедностью населения, которое способно стремительно поднять свой профессиональный и производительный потенциал.

Веб-мастер Попов Николай. Хостинг, регистрация доменов ООО Русь